Юрий Пименов был настоящим почитателем Москвы, которую он запечатлел в своих работах с ее свежими зданиями, активными жителями и знаковыми местами. В своих картинах он передавал повседневную жизнь горожан. Известная картина «Новая Москва» изображает девушку за рулем одного из первых советских автомобилей, в цикле работ «Новые кварталы» он отразил жителей столицы, рабочих-стройщиков, модниц и молодоженов.
Начало творческого пути и испытания
Юрий Пименов появился на свет в 1903 году в Москве. Его отец, увлекающийся живописью юрист, поощрял сына следовать за искусством. Юра рос рядом с Третьяковской галереей, и картины таких мастеров, как Алексей Саврасов, оказали на него глубокое впечатление, особенно работа «Грачи прилетели».
С 1920 по 1925 годы Пименов проходил обучение во ВХУТЕМАС, ведущем художественном институте, где его наставниками были такие фигуры, как Владимир Фаворский и Сергей Малютин. Вместе с другими выпускниками он создал «Общество художников-станковистов» и увлекся немецким экспрессионизмом. В 1927 году картина «Даешь тяжелую индустрию!» принесла ему признание критиков.
В начале 1930-х годов для Пименова наступило сложное время. Художественные объединения были упразднены, и его стали критиковать за формализм. Состояние здоровья ухудшилось, и он вспоминал: «...это было трудное время. Мне пришлось терпеть профессиональные беды: иллюстрированная мной книга была признана формалистической, из-за чего мне практически не давали работы».
Творчество, посвященное Москве
Получив силы, Пименов вернулся к творчеству. В 1930-е годы он сосредоточился на московских улицах и пейзажах: его картина «Новая Москва» стала символом этого периода. Работа была отмечена красками жизни и энергии столицы, которую запечатлел художник, — плавный ход машины, толпы людей и калейдоскоп машин на площади Свердлова.
Военные годы и «Фронтовая дорога»
Во время Великой Отечественной войны Пименов создавал плакаты для передовой. Он оставался в Москве, отражая сцены военной жизни города. В 1943 году его отправили на Северо-Западный фронт, где он создал работу «Фронтовая дорога» — за рулем автомобиля вновь была девушка, но в условиях военной реальности.
Цикл «Новые кварталы»
После войны Пименов занимался преподаванием во ВГИКе и создал цикл картин «Новые кварталы», в которых изображены сцены из повседневной жизни — от рабочих дней до портретов жителей. Художник особо подчеркивал индивидуальность каждого нового микрорайона, неоднократно отображая людей на фоне строительства, новые дома и их оживленные улицы, оживляемые признанием значимости жизненных изменений.
Пименов говорил: «Я люблю эти новые кварталы, в их незаконченности и новизне есть своя поэзия и характер». Он старался передать дух того времени, когда краны и строители создавали новые пространства для будущей жизни, и сумел захватить каждодневные образы москвичей в их общем подъёме и развитии.
Творческое наследие и признание
Пименов увидел главные события в буднях. Можно выделить полотна «Свадьба на завтрашней улице», «Лирическое новоселье» и «Первые модницы нового квартала», которые передают утонченность жизни обывателей. Юрий Пименов ввел собственное направление в жанровой живописи, которое назвал «реалистический импрессионизм», стремясь отразить бурную и переменчивую эпоху XX века.
С пережитого периода критики и отсутствия творческих возможностей Пименов приобрел признание и стал мастером соцреализма. С середины 1950-х годов он много путешествовал, посетил Англию, Индию, Францию и Италию, увековечив свои впечатления в очерках. Однако его сердце всегда оставалось с Москвой, любимыми местами и простыми людьми столицы, в которые он вносил особую долю романтики.