Юрий Пименов был настоящим почитателем Москвы, которую он запечатлел в своих работах с ее свежими зданиями, активными жителями и знаковыми местами. В своих картинах он передавал повседневную жизнь горожан. Известная картина «Новая Москва» изображает девушку за рулем одного из первых советских автомобилей, в цикле работ «Новые кварталы» он отразил жителей столицы, рабочих-стройщиков, модниц и молодоженов.

Начало творческого пути и испытания

Юрий Пименов. «Даешь тяжелую индустрию!». 1927. Государственная Третьяковская галерея, Москва 

Юрий Пименов. Мы строим социализм (фрагмент). 1931. Частное собрание 

Юрий Пименов. Бега. 1928. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург 

Юрий Пименов появился на свет в 1903 году в Москве. Его отец, увлекающийся живописью юрист, поощрял сына следовать за искусством. Юра рос рядом с Третьяковской галереей, и картины таких мастеров, как Алексей Саврасов, оказали на него глубокое впечатление, особенно работа «Грачи прилетели».

С 1920 по 1925 годы Пименов проходил обучение во ВХУТЕМАС, ведущем художественном институте, где его наставниками были такие фигуры, как Владимир Фаворский и Сергей Малютин. Вместе с другими выпускниками он создал «Общество художников-станковистов» и увлекся немецким экспрессионизмом. В 1927 году картина «Даешь тяжелую индустрию!» принесла ему признание критиков.

В начале 1930-х годов для Пименова наступило сложное время. Художественные объединения были упразднены, и его стали критиковать за формализм. Состояние здоровья ухудшилось, и он вспоминал: «...это было трудное время. Мне пришлось терпеть профессиональные беды: иллюстрированная мной книга была признана формалистической, из-за чего мне практически не давали работы».

Творчество, посвященное Москве

Юрий Пименов. Новая Москва. 1937. Государственная Третьяковская галерея, Москва 

Получив силы, Пименов вернулся к творчеству. В 1930-е годы он сосредоточился на московских улицах и пейзажах: его картина «Новая Москва» стала символом этого периода. Работа была отмечена красками жизни и энергии столицы, которую запечатлел художник, — плавный ход машины, толпы людей и калейдоскоп машин на площади Свердлова.

Военные годы и «Фронтовая дорога»

Юрий Пименов. Фронтовая дорога. 1944. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург 

Во время Великой Отечественной войны Пименов создавал плакаты для передовой. Он оставался в Москве, отражая сцены военной жизни города. В 1943 году его отправили на Северо-Западный фронт, где он создал работу «Фронтовая дорога» — за рулем автомобиля вновь была девушка, но в условиях военной реальности.

Цикл «Новые кварталы»

Юрий Пименов. Тропинки к автобусам (фрагмент). Из серии «Новые кварталы». 1966. Частное собрание 

Юрий Пименов. Новые номера. Из серии «Новые кварталы». 1963. Частное собрание 

Юрий Пименов. Девушки из магазина. Из серии «Новые кварталы». 1965. Частное собрание 

После войны Пименов занимался преподаванием во ВГИКе и создал цикл картин «Новые кварталы», в которых изображены сцены из повседневной жизни — от рабочих дней до портретов жителей. Художник особо подчеркивал индивидуальность каждого нового микрорайона, неоднократно отображая людей на фоне строительства, новые дома и их оживленные улицы, оживляемые признанием значимости жизненных изменений.

Пименов говорил: «Я люблю эти новые кварталы, в их незаконченности и новизне есть своя поэзия и характер». Он старался передать дух того времени, когда краны и строители создавали новые пространства для будущей жизни, и сумел захватить каждодневные образы москвичей в их общем подъёме и развитии.

Творческое наследие и признание

Юрий Пименов. Лирическое новоселье (фрагмент). 1965. Музей Москвы, Москва 

Юрий Пименов. Первые модницы нового квартала (фрагмент). 1961. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург 

Юрий Пименов. Свадьба на завтрашней улице (фрагмент). 1962. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Пименов увидел главные события в буднях. Можно выделить полотна «Свадьба на завтрашней улице», «Лирическое новоселье» и «Первые модницы нового квартала», которые передают утонченность жизни обывателей. Юрий Пименов ввел собственное направление в жанровой живописи, которое назвал «реалистический импрессионизм», стремясь отразить бурную и переменчивую эпоху XX века.

С пережитого периода критики и отсутствия творческих возможностей Пименов приобрел признание и стал мастером соцреализма. С середины 1950-х годов он много путешествовал, посетил Англию, Индию, Францию и Италию, увековечив свои впечатления в очерках. Однако его сердце всегда оставалось с Москвой, любимыми местами и простыми людьми столицы, в которые он вносил особую долю романтики.