Надежда Добычина: Пионерка в мире русского авангарда
До 24 сентября в Музее русского импрессионизма проходит выставка, посвященная Надежде Добычиной и ее Художественному бюро, которое в 1910-х годах стало главной независимой выставочной площадкой Петербурга. Именно здесь Казимир Малевич представил свой «Черный квадрат», а Марк Шагал – витебский цикл. Выставка повествует о том, как одна выдающаяся женщина сыграла ключевую роль в открытии русского искусства начала ХХ века.
От физкультуры к искусству
Гинда-Нека Фишман, известная как Надежда Добычина, родилась 28 октября 1884 года в Орле. Из-за антисемитских гонений в России она приняла русское имя перед поступлением на обучение в Петербурге. В 1905 году вышла замуж за Петра Добычина, взяв его фамилию. Петр ради брака принял лютеранство.
Надежда обучалась на курсах физического образования, руководимых Петром Лесгафтом, единственном на тот момент в России высшем учебном заведении для женщин. Она изучала биологию, где одним из педагогов был Николай Кульбин, военный врач и художник-любитель. Его влияние вдохновило юную Надежду на увлечение авангардным искусством.
Запуск Художественного бюро
Надежда осуществляла поиск выставочных помещений для современных художников, которых не принимала Академия. В 1911 году её усилия привели к созданию собственного Художественного бюро — первой коммерческой галереи в Петербурге. Купленное на наследство Петра новое помещение на набережной Мойки стало домом для постоянной выставки современного искусства.
Дом как эпицентр культурной жизни
Галерея Добычиной не только демонстрировала новые произведения, но и организовывала уникальные события, такие как первые в России выставки театральных эскизов. Бюро стало популярным местом среди представителей авангарда и публика оценивала его проекты высоко. Значительно увеличилось посещение галереи после выставки скандальных работ Наталии Гончаровой. Несмотря на трудности, связанные с войной, галерея продолжала существовать до 1919 года.
Бюро после революции
После революции связи с новым правительством не помогли сохранить бюро. В 1919 году оно закрылось, но Надежда Добычина продолжила продвижение искусства, задействуя различные культурные институции. Несмотря на перемены и переезд в Москву, она оставалась верной своим художественным мировоззрениям до самой смерти в 1950 году.