Надежда Добычина: Пионерка в мире русского авангарда

До 24 сентября в Музее русского импрессионизма проходит выставка, посвященная Надежде Добычиной и ее Художественному бюро, которое в 1910-х годах стало главной независимой выставочной площадкой Петербурга. Именно здесь Казимир Малевич представил свой «Черный квадрат», а Марк Шагал – витебский цикл. Выставка повествует о том, как одна выдающаяся женщина сыграла ключевую роль в открытии русского искусства начала ХХ века.

От физкультуры к искусству

Гинда-Нека Фишман, известная как Надежда Добычина, родилась 28 октября 1884 года в Орле. Из-за антисемитских гонений в России она приняла русское имя перед поступлением на обучение в Петербурге. В 1905 году вышла замуж за Петра Добычина, взяв его фамилию. Петр ради брака принял лютеранство.

Надежда обучалась на курсах физического образования, руководимых Петром Лесгафтом, единственном на тот момент в России высшем учебном заведении для женщин. Она изучала биологию, где одним из педагогов был Николай Кульбин, военный врач и художник-любитель. Его влияние вдохновило юную Надежду на увлечение авангардным искусством.

Запуск Художественного бюро

Кузьма Петров-Водкин. Натюрморт (фрагмент). 1920.

Надежда осуществляла поиск выставочных помещений для современных художников, которых не принимала Академия. В 1911 году её усилия привели к созданию собственного Художественного бюро — первой коммерческой галереи в Петербурге. Купленное на наследство Петра новое помещение на набережной Мойки стало домом для постоянной выставки современного искусства.

Дом как эпицентр культурной жизни

Ян Ционглинский. Портрет Ирвинга Гофмана (фрагмент).

Галерея Добычиной не только демонстрировала новые произведения, но и организовывала уникальные события, такие как первые в России выставки театральных эскизов. Бюро стало популярным местом среди представителей авангарда и публика оценивала его проекты высоко. Значительно увеличилось посещение галереи после выставки скандальных работ Наталии Гончаровой. Несмотря на трудности, связанные с войной, галерея продолжала существовать до 1919 года.

Бюро после революции

Марк Шагал. Аптека в Витебске (фрагмент).

После революции связи с новым правительством не помогли сохранить бюро. В 1919 году оно закрылось, но Надежда Добычина продолжила продвижение искусства, задействуя различные культурные институции. Несмотря на перемены и переезд в Москву, она оставалась верной своим художественным мировоззрениям до самой смерти в 1950 году.