Средневековые образы: Как люди представляли себя и вечность через искусство

Искусство – это зеркало эпохи, отражающее не только внешние события, но и внутренний мир людей. Особенно ярко это проявляется в средневековом искусстве, которое часто кажется нам загадочным и непонятным. 

Однако, внимательное изучение этих произведений позволяет заглянуть в сознание наших предков, понять их мировоззрение, религиозные убеждения и представления о вечном. В период Средневековья (примерно с V по XV века) искусство было тесно связано с религией, а его задача заключалась не столько в реалистичном изображении мира, сколько в передаче духовных истин и вдохновении веры. Художники использовали символы, аллегории и метафоры, чтобы донести сложные богословские концепции до широкой публики. 

Поэтому, чтобы понять средневековое искусство, необходимо учитывать исторический контекст, религиозные верования и культурные традиции того времени. 

Изучение этих аспектов позволяет нам увидеть в произведениях искусства не просто красивые изображения, а глубокие послания, которые говорят о человеческой природе, стремлении к познанию и вере в высшие силы. В этой статье мы рассмотрим пять ключевых образов, созданных с IX по XV век, от Каролингской империи до Нидерландов времен «осени Средневековья», чтобы лучше понять, как средневековые люди представляли самих себя и что думали о вечном.

 

Аббатство Сен-Мартен в Туре: Створение Адама и Евы

Один из лучших проводников по культурам прошлого — изображения, которые тогда создавались. Они показывают нам то, что сложно узнать из текстов, и много рассказывают о реалиях: как выглядели архитектурные монументы, воинские доспехи или повседневные предметы. Благодаря им мы узнаем, как люди представляли себя самих, как воображали далекие земли, а также невидимый мир богов и умерших. Однако фреска, книжная миниатюра или картина — не просто окно в далекий мир, которого больше нет, но самостоятельное послание. 

Как оно устроено и на каком языке гово­рит со зрителем? 

Рассказываем о пяти образах, созданных с IX по XV век, от Каролингской империи до Нидерландов времен «осени Средневековья».

Аббатство Сен-Мартен в Туре, около 830–840 годов. Во времена Каролингской империи (IX век) аббатство Сен-Мартен в Туре было не только религиозным, но и важным интеллектуальным центром. Его аббатом в 796 году стал англосакс Алкуин Йоркский — ученый-богослов, поэт и прибли­женный Карла Великого. 

Из скриптория этого монастыря в середине IX века вышло несколько роскош­­но украшенных Библий. Одна из них известна как Мутье-Гранвальская — по имени другого аббатства, где она хранилась с XVI по XVIII век. В этом тяжелом томе с 449 пергаменными листами (размером 49,5 × 38 см) есть несколько крупных миниатюр, посвященных ветхозаветной истории.

На обороте пятого листа перед нами предстает история Адама и Евы, праро­дителей человечества, — от сотворения Адама из глины и Евы из ребра Адама до их изгнания из Эдема за нарушение запрета есть плоды с Древа познания добра и зла. Как и на других каролингских изображениях, здесь много воспоминаний об Античности и немало нового, средневекового. Римские художники умели создавать на плоскости иллюзию трехмерного пространства, знали толк в световых эффектах и писали пейзажи с тоновыми переходами от земли к небу. Здесь от этого осталось не так много. Персонажи стоят на земле, а выше идут синеватые полоски, которые напоминают о далях и небесах. Границы между ними еще довольно плавны. Позже во многих концах западного мира (особенно в Испании) книжные иллюминаторы заменят их на фон из полос контрастных цветов: синего, желтого, красного и т. д.

В средневековом искусстве предметы часто покрашены не в те цвета, которые они имеют в реальности. 

Например, всадники могут скакать на конях красного или синего цвета. Стремление зафиксировать подлинный облик вещей и живых существ никуда не исчезло, но отошло на второй план. Многие средневековые изображения были ближе к орнаменту с его перекличкой форм и цветов, схеме или чертежу, чем к реалистичной картине или фотографии. Вплоть до XIII–XIV веков мастера больше интересовались тем, как изобразить невидимое и наполнить зримые формы богословской символикой. Они почти отказались от глубины пространства и трехмерных эффектов, пейзаж заменили на золотой или узорчатый фон, увлеченно экспериментировали со сложными орнаментами и вплетали в них человеческие фигуры.

Средневековый худож­ник мало заботится о том, чтобы показать вещи такими, как мы их видим, зафиксировать в красках живой визуальный опыт. Его главная цель иная: выразить суть предметов, вынести персонажам оценку и сделать рассказанную историю максимально ясной и однозначной. Все повествование выстроено на четырех регистрах, которые вписаны в общую двуслойную рамку. Рассказ привычно движется слева направо и сверху вниз. В верхнем ряду Господь создает Адама или вдыхает жизнь в его плоть, а потом, пока тот спит, вынимает из него ребро, из которого сотворит Еву. Во втором ряду Господь представляет Адаму его жену и велит им не есть плодов от Древа познания добра и зла. В третьем Адам и Ева, ослушавшись, совершают грехопадение, и Господь обвиняет их в содеянном. Наконец, в четвертом ангел изгоняет первых людей из Эдема, и они пожинают плоды наказания. Адам в поте лица возделывает землю, чтобы прокормить себя и семью, а Ева кормит грудью своего первенца.

Интересно, что изначально тела Адама и Ева почти идентичны. 

У Евы плоская грудь, а у Адама нет пениса. Их волосы одинаковой длины. В сцене грехопадения Ева берет яблоко из уст змея-дьявола, а затем передает его Адаму. 

Они стоят очень близко, глядя друг на друга. Пальцы их ног соприкасаются. Это визуальное решение подчеркивает их совместную ответственность за нару­шение Божьего запрета. Лишь после изгнания из рая у первых людей возни­кают явные признаки пола. Грудь Евы налита молоком.

 

Штаммхаймский миссал: Богословские схемы и предвозвестия

В Средние века искусство не ограничивалось лишь изображением событий из Библии. Художники создавали сложные богословские схемы, которые связывали Ветхий и Новый Заветы, используя аллегории и символы для передачи глубоких духовных смыслов. 

Одним из ярких примеров такой работы является миниатюра из Штаммхаймского миссала, созданного в XII веке.

 

Искусство как язык: От Античности к Средневековью

Средневековое искусство значительно отличалось от искусства эпохи Возрождения. В то время художники стремились не к реалистичному изображению мира, а к передаче духовных и символических смыслов. 

Они использовали условные цвета, геометрические формы и сложные орнаменты для создания визуальных метафор.

 

Заключение: Наследие Средневекового Искусства

Изучение средневекового искусства открывает перед нами удивительный мир символов, аллегорий и духовных исканий. Эти произведения не просто отражают эпоху, но и предлагают уникальный взгляд на человеческую природу, веру и место человека во Вселенной. Несмотря на кажущуюся условность и отход от реализма, средневековое искусство обладает огромной силой воздействия и продолжает вдохновлять нас своей красотой и глубиной. 

Оно учит нас видеть за внешним миром скрытые смыслы, понимать язык символов и ценить духовные ценности. 

Сохранение и изучение этих произведений искусства – это не только дань уважения прошлому, но и возможность обогатить наше настоящее и лучше понять себя.