Объединение «Союз молодежи»: Начало авангардного движения в России

На рубеже XX века в Петербурге сформировалось общество, ставшее одним из крупнейших авангардных объединений – «Союз молодежи». Опередив знаменитую группу «Бубновый валет», оно было официально зарегистрировано в 1910 году. Организация образовала платформу для молодых творцов, таких как Иосиф Школьник, Елена Гуро, Михаил Матюшин и другие, под патронатом мецената Левкия Жевержеева.

Михаил Матюшин. Движение в пространстве (фрагмент). 1922. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Николай Кульбин. Цветы (фрагмент). 1910. Частное собрание Георгий Якулов. Скачки (фрагмент). 1911. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Под руководством грузинского художника Георгия Якулова, общество начинало с экспозиции символистов и неопримитивистов, и вскоре достигло значительных успехов в искусстве, включая организацию первого показа знаменитого «Черного квадрата» Казимира Малевича.

Неакадемическое искусство и инициативы театра

На выставках не было строгих рамок в выборе стиля. Напротив, «Союз молодежи» показывал произведения различных направлений искусства: от символизма до кубизма и футуризма. Среди работ были и такие известные полотна, как «Женщина в скандинавском платке» Гуро и «Натюрморт с желтой скатертью» Школьника.

Иосиф Школьник. Натюрморт с желтой скатертью (фрагмент). 1910. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Елена Гуро. Женщина в скандинавском платке (фрагмент). 1910. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Эдуард Спандиков. Танцовщица (фрагмент). 1910. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург

Кроме того, «Союз молодежи» экспериментировал с театральными постановками. В 1911 году была поставлена народная драма «Хоромные действа», режиссером которой стал Михаил Бонч-Томашевский. Это зрелище, сочетающее музыку и живопись, прокладывало путь новаторским спектаклям будущего.

Диспуты и первые успехи футуристов

С 1912 года общество организовывало публичные лекции и диспуты, обсуждавшие современное искусство и его развитие. Одним из событий, вызвавших резонанс, стало выступление Казимира Малевича с провокационной речью, посвященной кубизму и футуризму. Такие мероприятия привлекали внимание даже в прессе, подчеркивая статус общества в культурной жизни страны.

Давид Бурлюк. Крестьянка и лошадь (фрагмент). 1910. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Казимир Малевич. Черный квадрат. 1915. Государственная Третьяковская галерея, Москва Ольга Розанова. Цветы на окне (фрагмент). 1910. Частное собрание

Закат «Союза молодежи» и его наследие

В годы Первой мировой войны деятельность общества пошла на спад из-за финансовых трудностей и политической нестабильности. Последние выставки «Союза молодежи» состоялись в 1919 году, где советские художники, такие как Павел Филонов и Марк Шагал, показали работы на Первой государственной свободной выставке произведений искусства в Зимнем дворце.

Натан Альтман. Весна (фрагмент). 1908. Частное собрание Иван Пуни. Облегчение (фрагмент). 1915. Национальный центр искусства и культуры Жоржа Помпиду, Париж, Франция Павел Филонов. Цветы мирового процветания (фрагмент). 1916. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Несмотря на прекращение существования, «Союз молодежи» оставил глубокий след в истории русского авангарда и стал предтечей многих революционных идей в искусстве.