Фрида Кало — одна из самых известных художниц в мире, чьи картины находятся в залах Нью-Йоркского музея современного искусства, Лувра в Париже и «Голубом доме» в Мексике. В своих работах она часто изображала саму себя, объясняя это так: «Я пишу себя, потому что много времени провожу в одиночестве и потому что именно эту тему знаю лучше всего». Эта статья рассказывает о значимых произведениях Фриды Кало и ее мужа, Диего Риверы.
«Авария» (1926)
Фрида Кало. Авария. 1926. Дом-музей Фриды Кало, Мехико, Мексика
17 сентября 1925 года Фрида Кало стала жертвой автокатастрофы, которая привела к тройному перелому позвоночника. Серьезные травмы удерживали ее прикованной к постели в течение года, и последствия этой аварии сказывались на ее здоровье всю оставшуюся жизнь. Год спустя она создала картину «Авария», которая по духу является ретабло, традиционной для мексиканской живописи формой изображения благодарности святым-заступникам за спасение.
К началу 1940-х у Кало было собрано значительное количество ретабло. Она адаптировала уже существующий сюжет, дополняя его деталями своей истории, такими как брови и благодарность родителям Пресвятой Богородице за ее спасение. Сегодня данное произведение хранится в «Синем доме» — доме-музее Фриды Кало в Мехико.
«Больница Генри Форда» (1932)
Фрида Кало. Больница Генри Форда. 1932. Музей Долорес Ольмедо-Патиньо, Мехико, Мексика
Работы Фриды Кало нередко отражают драматические моменты из ее жизни. В 1929 году она вышла замуж за Диего Риверу, и их отношения были бурными. Из-за последствий аварии Фрида никогда не смогла выносить ребенка и во втором выкидыше, произошедшем 4 июля 1932 года, посвящена картина «Больница Генри Форда». Это ретабло лишено святого, но включает символы: потерянный плод, орхидея для женской чувственности, улитка символизирует время в больнице, а анатомический муляж женского тела показывает "попытку понять женскую природу".
«Раненый стол» и мексиканская графика (1940)
Фрида Кало. Раненый стол. 1940. Фотография: Бернард Зильберштейн
В работе «Раненый стол», созданной в 1940 году, Фрида Кало воссоздала себя в роли стола на человеческих ногах, с изображением многих символов своей жизни и культуры. Работа сочетает мифологию с личными символами, такими как безрукая Фрида и карнавальная фигура.
Эта картина была подарена Советскому Союзу. Попав в Москву в 1947 году, она была отвергнута как «образец формалистического искусства». В 1955 году ее отправили на выставку в Польшу, после чего след картины исчез, и она до сих пор считается утерянной.
«Сломанная колонна» (1944)
Фрида Кало. Сломанная колонна. 1944. Музей Долорес Ольмедо-Патиньо, Мехико, Мексика
«Сломанная колонна» — одно из самых знаменитых автопортретов Фриды. Картина показывает страдания и стойкость художницы, ее спину заменяет открытая колонна, символ предательства и боли, а также использования пустынного пейзажа, чтобы выразительно передать душевное напряжение.
«Автопортрет с обезьянкой» (1945)
Фрида Кало. Автопортрет с обезьянкой. 1945. Музей Долорес Ольмедо-Патиньо, Мехико, Мексика
«Автопортрет с обезьянкой» по совокупности мотивов связан с мексиканской культурой. Обезьяна здесь изображена как преданный друг, а шолоитцкуинтли подчеркивает важность наследия древней Мексики для художницы.
«Славная победа» (1954)
Диего Ривера. Славная победа. 1954. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва
На выставке была представлена картина Диего Риверы «Славная победа», критикующая вторжение США в Гватемалу в 1954 году. Это произведение было подарено Советскому Союзу и олицетворяло политический памфлет.
Портрет Фриды Кало (1955)
Диего Ривера. Портрет Фриды Кало. 1955. Музей Долорес Ольмедо-Патиньо, Мехико, Мексика
Фрида Кало ушла из жизни в 1954 году. На первую годовщину Ривера создал литографию, сочетая воспоминания о Фриде с элементами ее искусства, оставив трогательное сообщение: «Сегодня прошел год с тех пор, как я потерял свет своих очей, мою маленькую Фриду...»