Истоки русского портрета
Появление реалистического русского портрета тесно связано с визитом западноевропейских художников в Россию. В 1702 году Петр I выпустил указ, обещающий внушительную награду иностранным мастерам за их "художественные услуги". Эти мастера обучали русских художников, что обеспечило занятость и финансирование ведущих отечественных портретистов. "Культура.РФ" раскрывает, как были созданы и в какой цене оценивались некоторые из самых известных портретов прошлого.
Федор Рокотов. «Портрет Екатерины II» (1763)
Посредством мастерства и собственного стиля, Федор Рокотов стал ключевой фигурой портретной живописи XVIII века. В его время за один портрет платили около 50 рублей — сумма, равная стоимости молодого крестьянина. Со временем стоимость его картин увеличилась до 100 рублей, а за изображение Екатерины II он получил целых 500 рублей. Данная работа, выполненная по собственному желанию художника, стала чрезвычайно популярной и с нее делали многочисленные копии.
Орест Кипренский. «Портрет А.С. Пушкина» (1827)
Первый романтический портретист XIX века, Орест Кипренский, зарабатывал значительные суммы за свои работы. Так, портрет Александра Пушкина обошелся в 1000 рублей — эквивалент пяти лошадей. После смерти заказчика, Антона Дельвига, сам Пушкин выкупил собственный портрет, который позже попал в Третьяковскую галерею.
Карл Брюллов. «Портрет В.А. Жуковского» (1838)
На пике своей карьеры Карл Брюллов получил заказ от спонсора на монументальное творчество, но самым необычным стал портрет Василия Жуковского, который помог собрать $2500 на выкуп будущего известного художника Тараса Шевченко из крепостничества. Этот портрет был разыгран в придворной лотерее, средства с которой пошли на нужды Шевченко.
Василий Перов. «Портрет Ф.М. Достоевского» (1872)
Портреты маститых современников русской литературы собрал в своем собрании Павел Третьяков, заказывая их у разных художников. Например, за портрет Федора Достоевского художник Василий Перов получил от Третьякова 600 рублей. Перову удалось достичь уязвимого момента творчества Достоевского, чего посчитала невозможным жена писателя Анна.
Иван Крамской. «Портрет Л.Н. Толстого» (1873)
Неожиданную помощь Павлу Третьякову со стороны приобрел Иван Крамской, создавая портрет Льва Толстого в обмен на помощь другу. В итоге было написано два портрета, один из которых был включен в собрание Третьяковской галереи после того, как Крамской убедил Толстого позировать для картины.
Илья Репин. «Портрет М.П. Мусоргского» (1881)
Илья Репин запечатлел композитора Модеста Мусоргского в последние дни его жизни безвозмездно, передав деньги за него для установки надгробного памятника. Через десять дней после создания портрета Мусоргский скончался, и Репин подарил картину Павлу Третьякову безвозмездно.
Валентин Серов. «Девушка, освещенная солнцем» (1888)
Среди выдающихся работ Валентина Серова особое место занимает «Девушка, освещенная солнцем», выявляющая его уникальный стиль. Портрет был создан в 23 года и оставался его фаворитом на протяжении всей жизни. Тем не менее, он был продан Павлу Третьякову и вызвал бурю возмущения среди мастеров классической школы.