Пленительная муза Кипренского

Жизнь и творчество Ореста Кипренского тесно связаны с Италией, где он оказался вовлечен в трагическую историю. Слухи о смерти римской натурщицы, предположительно связанной с художником, оставили след на его репутации. Несмотря на это, он оставил значительное художественное наследие, среди которых и портрет "Девочка с цветком в маковом венке", который, как полагают, изображает дочь натурщицы — Анну-Марию Фалькуччи, также известную как Мариучча.

Однако дальнейшие исследования показали, что настоящая мать Мариуччи была другой женщиной, которая отдала свою дочь в мастерскую художника. Именно Кипренский, оставшийся без родительской ласки в детстве, заботливо воспитал девочку, выплатив матери компенсацию и получив от нее официальный отказ от ребенка.

Перед отъездом из Италии художник отправил 10-летнюю воспитанницу в пансионат, оставив необходимые средства для ее содержания. После долгих лет разлуки он вновь вернулся, чтобы жениться на своей воспитаннице и закончил свою жизнь вскоре после свадьбы. Его последняя работа "Ангел-хранитель", в образе которого позировала молодая жена, так и осталась незавершенной.

О. Кипренский. Девочка в маковом венке с гвоздикой в руке (Мариучча). 1819. Третьяковская галерея 

О. Кипренский. Анакреонова гробница (эскиз). 1820. Третьяковская галерея 

Муза Михаила Врубеля

Михаил Врубель почувствовал непреодолимое вдохновение от Эмилии Праховой и ее дочери Ольги. Их лики стали основой для его "Богоматери с Младенцем" для киевской церкви. Хотя этот огонь остался безответным, удача улыбнулась ему в союзе с Надеждой Забелой, ставшей его супругой и воплощением образа "Царевны Лебедь".

Однако семейная гармония рушится вместе с здоровьем Врубеля, чьи психологические проблемы значительно сказались на его жизни и работе. Забела, оставшаяся с ним до самого конца, потеряла свой талант оперной певицы, пережив мужа.

М. Врубель. Портрет Н.И. Забелы-Врубель в туалете ампир. 1898. Третьяковская галерея 

М. Врубель. После концерта. Портрет Н.И. Забелы-Врубель у камина в платье, исполненном по замыслу художника. 1905. Третьяковская галерея 

М. Врубель. Царевна Лебедь. 1900. Третьяковская галерея 

Влияние Лёли на Нестерова

Киевские впечатления Михаила Нестерова не были бы полными без Лёли Праховой, дочери ученого Адриана Прахова. Ее образ Нестеров запечатлел в фреске "Святая Варвара". Тем не менее, вмешательство графини Софьи Игнатьевой, сочтя изображение оскорбительным, вынудило художника переписать фреску.

Несмотря на это, Нестеров длительное время поддерживал дружбу с Лёлей. Она вдохновила его на создание картины "Чудо", которой он занимался многие годы, но, в конечном итоге, уничтожил.

М. Нестеров. Лёля Прахова. Эскиз к фреске «Святая Варвара». 1894 

М. Нестеров. Святая Варвара (эскиз). 1890-е. Москва, Музей музыкальной культуры им. М.А. Глинки 

М. Нестеров. Святая Варвара. Владимирский собор (Киев) 

Аристократическая музыка Брюллова

Карл Брюллов черпал вдохновение от палитры жизни Юлии Самойловой. Они были неразлучны в приключениях и творческих исканиях. Графиня, сопровождая мастера в истоке "Последнего дня Помпеи", оставалась его постоянной моделью и музой.

Однако личная жизнь Брюллова резко изменилась после бурного брака, где он был вовлечен в кризис, связанный со скандальной историей с Эмилией Тимм. Это происшествие омрачилось сложностями, но именно Самойлова и впоследствии исправила ситуацию.

К. Брюллов. Последний день Помпеи (фрагмент). 1827–1833. Русский музей 

К. Брюллов. Портрет Ю.П. Самойловой с Джованиной Пачини и арапчонком. 1832–1834. Музей Хиллвуд, США 

К. Брюллов. Портрет графини Самойловой, удаляющейся с бала у персидского посланника. Не позднее 1842. Русский музей 

Разнообразие музы Исаака Левитана

Исаак Левитан редкость в своих портретных работах, среди которых выделяется только изображение Софьи Кувшинниковой. Молодая женщина, была не только ученицей и спутницей художника, но и центром бурных взаимоотношений. Их близость с Левитаном оказала влияние на творчество Антона Чехова, который запечатлел их в своей ироничной прозе.

Конфликт, вызванный рассказом Чехова "Попрыгунья", который вдохновила история Левитана и Кувшинниковой, чуть было не привел к дуэли между друзьями. После этого Левитан и Чехов примирились, однако отношения с Кувшинниковой закончились, а художник заинтриговал другого писателя, создав тем самым новую чеховскую зарисовку "Дом с мезонином".

И. Левитан. Портрет С. Кувшинниковой. 1888. Музей-квартира И. Бродского 

И. Левитан. Портрет С. Кувшинниковой. 1894. Музей Плёса