Эксклюзивные украшения русских императриц на портретах

Вы задумывались, где можно увидеть числящиеся бесценными украшения русского искусства? Великие русские живописцы сохранили их для нас на своих портретах.

Екатерина Великая

Федор Рокотов. Портрет Екатерины II. 1780-е. ГЭ

Императорские регалии. Алмазный фонд Кремля

Федор Рокотов. Портрет Екатерины II (фрагмент). 1780-е. ГЭ

Екатерина II не просто супруга монарха, а самодержица. Ее портреты из 1780-х кисти Федора Рокотова передают ее силу и величие. На них она окружена императорскими регалиями, такими как скипетр и корона, что еще с 1762 года используются её наследниками. Большевики оставили их нетронутыми, и теперь их можно увидеть в Алмазном фонде Кремля.

Забытые драгоценности

Однако не все украшения дошли до наших дней. Малая императорская корона, которую Екатерина носила в своих волосах, утрачена, как и орден Святого Георгия на корсаже. А вот массивная цепь ордена Святого апостола Андрея с его двуглавым орлом и вензелем Петра Великого - реализация власти, запечатленная Рокотовым, с гордостью демонстрируется на портрете.

Елизавета Алексеевна

Владимир Боровиковский. Портрет Елизаветы Алексеевны. 1795. ГМЗ «Павловск»

Кольцо с камеей Екатерины II. 1782-1790. ГЭ

Иоганн Георг Иегер. Подвеска-браслет с портретом Екатерины II. XVIII в. ГЭ

Владимир Боровиковский. Портрет Елизаветы Алексеевны (фрагмент). 1795. ГМЗ «Павловск»

Праведная, невзрачная Елизавета Алексеевна, супруга Александра I, запечатлена Владимиром Боровиковским в 1795 году. На портрете она изображена с единственным украшением – резной камеей с профилем Екатерины II, в оправе из множества бриллиантов. Это изображение хранит память об эпохе, которую она считала образцом для подражания.

Мария Федоровна

Иван Крамской. Портрет Марии Федоровны. 1881. ГЭ

Шарль Жакотен. Фотография Марии Федоровны. 1881

Хьюго Райтсон. Фотография британской королевы Марии в тиаре-кокошник. 1934

Иван Крамской. Портрет Марии Федоровны (фрагмент). 1881. ГЭ

Рождённая в скромности, Мария Федоровна, бывшая датская принцесса, превратилась в элегантную русскую княгиню и, позже, императрицу. Иван Крамской на портрете 1880-х изображает её в драгоценных жемчужных украшениях и тиаре, стилизованной под кокошник. В XIX веке фотография стала повседневной основой для создания портретов, к ней часто прибегали художники, даже такие как Крамской.

Однако не все украшения времени Марии сохранились, но её сестра Александра ввела моду на плотно сидящие ожерелья, скрывающие шрамы. Почти точную копию бриллиантовой тиары в стиле кокошник сестры получила в подарок и королева Великобритании Александра.

Мария Павловна и Владимирская тиара

Борис Кустодиев. Портрет великой княгини Марии Павловны (эскиз). 1911. Ярославский художественный музей

Королева Елизавета II во Владимирской тиаре. 1957

Королева Мария во Владимирской тиаре. 1934

Борис Кустодиев. Портрет великой княгини Марии Павловны. 1911. Частное собрание

Мария Павловна, великий русский князь Владимир Александрович подарил своей жене Владимирскую тиару, которую Борис Кустодиев запечатлел на её портрете. Эти 15 бриллиантовых колец с жемчужными подвесками носятся ныне британской королевой Елизаветой II. После революции Мария Павловна смогла вывезти это сокровище в Европу, где семья продала его, чтобы обеспечить средства к существованию.

Александра Федоровна и коронационные регалии

Константин Маковский. Портрет Александры Федоровны. 1896. ГМЗ «Ораниенбаум»

Коронационная мантия Александры Федоровны. 1896. ММК

Коронационное платье Александры Федоровны. 1896. ММК

Константин Маковский. Портрет Александры Федоровны (фрагмент). 1896. ГМЗ «Ораниенбаум»

Портрет Александры Федоровны Константином Маковским показывает её в торжественном коронационном наряде — платье из серебряной парчи, украшенном жемчугом, добавляет блеска её образу. Мантия и ожерелья воплощают в себе непрекращающуюся роскошь царского двора. Цепь Ордена Святого Андрея Первозванного, принадлежавшая супруге Павла I, и главный женский орден империи, Святой Екатерины, завершает портрет.