140 лет со дня рождения Николая Фешина: В выставочном зале Третьяковской галереи

В 2021 году мы отмечаем 140-летие со дня рождения выдающегося художника Николая Фешина. В честь великого мастера в Третьяковской галерее была открыта его персональная выставка. Из экспозиции Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан в Москву доставили более 50 работ Фешина, среди которых его знаменитые портреты, скульптуры и зарисовки.

Николай Фешин: от резчика иконостасов до мастера портретов

Талант Николая Фешина начал проявляться с самого детства, когда его отец, Иван Фешин, обучал его основам резьбы и живописи. В 14 лет Николай поступил в Казанскую художественную школу, после которой продолжил обучение в Академии художеств в Санкт-Петербурге. Там он получил первые награды, такие как премия за работу «Выход из катакомб после моления» в 1903 году.

Наибольшую известность среди учебных работ Фешина получила картина «Черемисская свадьба», за которую он удостоился первой премии имени Архипа Куинджи в 1909 году. Это признание открыло перед ним двери на международные выставки и дало возможность посетить художественные центры Европы.

Казань и преподавание: Путь к созданию знаменитых портретов детей

После возвращения в Казань в 1910 году Николай Фешин преподавал в местной художественной школе, а также создавал портреты для местной интеллигенции, включая дворян и творческие души. Он произвел ряд известных детских портретов, запечатлев неподражаемые черты своих моделей. Известные произведения того времени — «Портрет девочки», «Катенька», «Девочка в розовом платке».

Портрет Вари Адоратской: История создания и судьба

Среди шедевров Фешина выделяется портрет Варвары Адоратской, который он создал в 1914 году. Встреча с Варей произошла в мастерской Надежды Сапожниковой, тетки девочки, где Фешин начал серию набросков. Пишущий с неистовым темпераментом и творческим воодушевлением, Фешин создал детальнейший образ юной Варвары.

Позы, в которых изображал художник свою модель, были подчас не совсем обычны. Это отражается в словах самой Варвары, что ее позирование на столе доставляло немного дискомфорта, но при этом именно такой подход помог реализовать неповторимый характер картины. Фешин часто менял детали в течение месяца работы над портретом.

Последующая судьба портрета

Хотя Фешин намеревался продать портрет семье Адоратских, судьба распорядилась иначе, и картину приобрела Надежда Сапожникова. По воспоминаниям Варвары, сделка, хотя и выгодная, не была нацелена на передачу характерных черт модели. Родители считали, что атмосфера картины не соответствовала их реальной жизни.

После смерти Сапожниковой, все оставшееся от нее имущество, включая работы Фешина, перешло Варваре Адоратской, но продавать картины Варвара не стала, считая их частью своей личной истории. Лишь спустя годы после долгих переговоров портрет был передан в Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, где он ныне и находится.