Высушенные насекомые, окисленный свинец, смесь ртути и серы. Первые художники на Руси — иконописцы и народные мастера — нередко были вынуждены самостоятельно изготавливать краски, следуя сложным и порой небезопасным рецептам. Часто это занимало больше времени, чем создание самого художественного произведения. В этой статье мы расскажем о древних красках, происхождении пигментов, а также их преимуществах и недостатках по сравнению с современными масляными красками.

Капризная основа

Саркофаг египетского фараона. Фотография: EugeneSergeev / фотобанк «Лори» 

Деревянная ложка и глиняный кувшин. Фотография: Яна Королева / фотобанк «Лори» 

Дымковская глиняная игрушка. Фотография: Николай Винокуров / фотобанк «Лори» 

Одними из первых произведений живописи на Руси считаются иконы и фрески. Для их создания использовали различные технологии: в иконах изображение наносили на деревянную доску, покрытую левкасом — смесью мела и клея, а храмы расписывали по сырой штукатурке. Однако для обоих типов использовали темперные краски. Этот древний тип красок был известен еще в Древнем Египте, где ими украшали саркофаги фараонов. Темперу использовали и народные мастера при создании игрушек, статуэток, а также декоративной посуды из глины и дерева.

Краску изготавливали из порошковых пигментов, растворенных в природных эмульсиях, где вода и масла соединялись в однородную жидкость. Самым распространенным растворителем был яичный желток. Свежий желток не применялся из-за своей густоты и вязкости, поэтому его оставляли в теплом месте для изменения свойств и разбавляли водой. Чтобы избежать порчи, иногда добавляли квас или капельку эфирного масла гвоздики. Правильные пропорции были крайне важны: избыток желтка делал краску скользкой, а недостаток — непрочной.

Пигменты и палитра

Иконописец пишет икону. Фотография: Яков Филимонов / фотобанк «Лори» 

Реставрация православной иконы. Фотография: Яков Филимонов / фотобанк «Лори» 

Реставратор работает над старинной иконой. Фотография: Яков Филимонов / фотобанк «Лори» 

Пигменты доставляли из разных стран — из Византии, а позже из Венеции, Германии, Голландии. Мастера также добывали краски из местных ресурсов — красного, синего, желтого, зеленого, белого и черного цветов. Объединяя их, создавалась богатая палитра оттенков.

Красный пигмент добывали из кошенили, маленьких насекомых, производивших кармин, устойчивый краситель, дающий глубокий пурпурный цвет, называя его бакан. Киноварь, другой красный пигмент, получали из ртутного минерала или смеси ртути с серой. Примеси могли варьировать цвет от малинового до алого.

Черный цвет создавали из сажи или жженой кости. Желтый — охру или вохру — делали из смеси глин и оксида железа. Художники использовали ржавчину для получения различных оттенков. Белила изготавливали из свинца: его стружки заливали уксусом, затем оставляли в теплом месте, превращая в белый порошок.

Зеленый и синий пигменты добывали из минералов. Лазурь создавали из лазурита. Разные пигменты имели конкретные свойства: сажа была хороша для полупрозрачных слоев, в то время как жженая кость была плотной и укрывистой.

Преимущества и недостатки

Палитра акриловых красок. Фотография: Syda Productions / фотобанк «Лори» 

Рисование масляными красками. Фотография: Николай Винокуров / фотобанк «Лори» 

Покрытие иконы лаком. Фотография: Яков Филимонов / фотобанк «Лори» 

Краски на основе яичного желтка требовали особого мастерства. Они хранились до трех дней и быстро высыхали на холсте или дереве, ограничивая время работы. Различные слои плохо смешивались, поэтому плавные переходы могли делать лишь опытные мастера. Темпера изменяла цвет при высыхании, что требовало тщательного подбора пропорций для нужного оттенка.

Однако застывший живописный слой не покрывался кракелюром, что делало его устойчивым к воде. Расписанные темперой глиняные игрушки не требовали лакового покрытия.

Иконы защищали от царапин, влаги и насекомых, покрывая их олифой — вареным льняным маслом. Оно кальцинировалось на воздухе, но темнело от копоти церковных свечей, поэтому иконы время от времени очищали и наносили новый слой или дописывали.

В XV веке в Европе изобрели масляные краски, которые позже появились и в России. Это позволило улучшить качество картин, так как масляная основа обеспечивала стабильность цвета и легкость смешивания. Масляные краски применялись для украшений и декоративных предметов с лаком.

В иконописи масляные краски не получили широкого применения. Из-за погрешностей масляной среды иконы портились слишком быстро — через 30–40 лет. Современные иконописцы продолжают использовать темперные краски, в том числе на основе яичного желтка и улучшенные эмульсии.